Кажется, я схожу с ума

Как перестать бояться сойти с ума в сложном и переменчивом мире

«Кажется, я схожу с ума», – так начинают делится своим страхом люди разных культур и профессий в разговоре со специалистом. Непродуктивный страх сумасшествия может неожиданно настигнуть практически каждого современного человека. Что это за страх и возможно ли жить так, чтобы не бояться сойти с ума, мы расскажем ниже. 

Как перестать бояться сойти с ума в сложном и переменчивом мире
Немного о причинах
«У всякого безумия своя логика». Уильям Шекспир, классик мировой литературы. 
 
Лиссофобия – так на научном языке называют страх сумасшествия – является достаточно распространенной среди жителей мегаполисов, что связано с безумным ритмом жизни. Человеческий мозг развивался в другой среде (может быть, более опасной, но и более предсказуемой) и несмотря на свою колоссальную пластичность просто не выдерживает потока входящей информации и степени неопределенности, что нередко приводит к серьезным сбоям в функционировании психики. 
Среди прочих атрибутов жизни современного человека, ведущих к непродуктивному страху сумасшествия, отдельно отметим столь популярную многозадачность, которая зачастую ведет к потере контроля над информационными потоками, следствием чего является перегрузка психики и невозможность адекватно оценивать свое состояние. 
Если говорить о страхе сумасшествия в социальном разрезе, то он характерен в первую очередь для высокообразованных и творческих личностей: так, в одном из исследований 34% опрошенных респондентов творческих профессий признались в том, что боятся сойти с ума. А это, согласитесь, достаточно внушительная цифра. 
На самом деле, страх сумасшествия чаще всего связан не с реальным психическим недугом, а с боязнью потерять контроль над собой и причинить вред окружающим людям. Данная фобия обычно появляется в том случае, если у человека повышена тревожность, которая способствует искаженному восприятию себя и окружающей реальности. 
Исходя из всего вышесказанного можно сделать два простых вывода. Во-первых, лиссофобия является спутником нашей эпохи, когда большое количество образованных и творческих людей живет в гиперинформационном обществе эпохи постмодерна. Во-вторых, вследствие этих обстоятельств боязнь сойти с ума – это зачастую всего лишь непродуктивный страх, о чем говорит и приведенная выше статистика. Большинство людей не страдает лиссофобией, а те, кто страдает, в большинстве своем не являются сумасшедшими по объективным медицинским показателям. Таким образом, у тех, кто по той или иной причине погрузился в состояние страха сойти с ума, высокие шансы на коррекцию непродуктивной ментальной модели. 
 
Ключевые признаки лиссофобии
«Я думаю, что безумие – это сложнее всего». Ричард Армитидж, популярный киноактер. 
 
Ключевая характеристика страха сойти с ума – боязнь потери контроля над собой, прикрывающая страх взятия ответственности. 
Человеку, страдающему лиссофобией, свойственны следующие черты: 
навязчивая зацикленность на нередко мнимых психических заболеваниях, а также поиск таких заболеваний у себя;
панические атаки;
увлечение альтернативной медициной якобы для лечения недугов, а на самом деле для сохранения текущего уровня психологического комфорта;
в случае длительной лиссофобии развитие неврозов и психосоматических заболеваний;
замкнутость и избегание общества других людей, нередко демонстративные. 
 
У кого бывает непродуктивный страх сумасшествия 
«Для семьи душевнобольного, а также для общества, его болезнь – проблема, для самого больного – решение». Томас Шаш, выдающийся американский психиатр.
 
В современной культуре существует общее представление о том, что почти любой человек может сойти с ума, а значит страх такого жизненного сюжета в некотором смысле имманентен. Немаловажную роль в непродуктивной реализации данного страха является мировоззрение человека и умение принимать сложившиеся обстоятельства. 
Существует множество причин лиссофобии. Сразу оговоримся, что употребление наркотических средств как первоисточник страха сойти с ума разбирать не будем. Просто потому, что в данном случае такой страх скорее продуктивный, ведь он может подтолкнуть к осознанию проблемы и поиску путей ухода от употребления наркотиков.
Если же вы стоите перед серьезным жизненным выбором (переехать или нет в другую страну, уйти или остаться со своим спутником жизни, вообще любым способом кардинально поменять свой устоявшийся жизненный уклад) или по независящим от вас обстоятельствам оказались в абсолютно новой жизненной ситуации (война, смена общественного строя, уход из жизни крайне важного человека, предательство, банкротство и т.д.), то может появиться страх сойти с ума. На первый взгляд не очевидно, как возможная смена чего-угодно в жизни по какой-угодно причине ведет к лиссофобии. Но давайте разберемся.
Кардинальное изменение своей жизни, тем более в случае внешних по отношению к субъекту обстоятельств – это прежде всего про ответственность и / или про принятие новых обстоятельств. Ответственность за свое будущее здесь и сейчас. Принятие жизненной ситуации здесь и сейчас. 
У одних людей слабо развита интуиция, и они просто приходят в ужас от самого факта смены жизненного уклада, т.к. не могут нормально представить жизненный сценарий в новых условиях. Это ведет сначала к невозможности осознанно совершить необходимый шаг, после чего наступает фрустрация, а потом появляются и непродуктивные фобии, среди которых и страх сумасшествия. Такие люди обычно начинают испытывать страх за свое психическое здоровье под воздействием внешних обстоятельств непреодолимой силы. 
Другие же люди имеют слишком развитую интуицию. В этом случае перевозбужденный мозг подкидывает слишком много вероятных сценариев будущего и выбрать подходящий вектор движения просто невозможно. Снова фрустрация, снова страх сойти с ума. У таких людей зачастую внутренние потребности в изменении сложившего порядка вещей ведут к непродуктивному страху сумасшествия. 
Так или иначе, но получается, что лиссофобия способствует снятию ответственности за свое будущее, а позже и за настоящее. Мнимым сумасшествием мы прикрываем свое нежелание брать ответственность за свою жизнь, а тем более за жизнь окружающих, но оправдываем свое состояние нежеланием причинить вред окружающим. Здесь и сейчас это снижает психическое напряжение, но в долгосрочном плане останавливает развитие личности. 
 
Несколько историй, основанных на реальных событиях
«Помешательство – единственный выход для чрезмерной любви, нашедшей разочарование». Поль Мишель Фуко, известный французский философ.
 
Наиболее распространенными причинами непродуктивного страха сумасшествия среди прочих являются: смерть близких, предательство, банкротство, болезни.
Максим Б. потерял отца в возрасте 24-х лет. Его отношения с отцом всегда были тяжелыми, т.к. последний был крайне строгим и властным, а первый – свободолюбивым и независимым. Несмотря на это оказалось, что образ отца занимал ключевое место в картине мира Максима (всегда даст дельный совет; несмотря ни на что, вытянет из передряги и т.д.) и его уход привел к слому психологической устойчивости и появлению страха сойти с ума. Максим испугался того, что теперь он в ответственности за себя и за мать и отказался принимать новую реальность. Страх сойти с ума прогрессирует дальше на фоне развития алкогольной зависимости. 
Виноват ли Максим в своих бедах? В смерти отца вины Максима нет. Нет вины Максима и в том, что образ отца был ключевым в его картине мира. Ответственность Максима лишь в том, что он не хочет выйти из текущей зоны комфорта. 
Супруга Николая А. склонна заводить любовников. Он ее любит и сильно переживает каждый раз. По его словам, «у него нож в сердце, ведь его предали». При этом он не может с ней развестись, но и ничего не может сделать, чтобы она изменила свое поведение. Появился непродуктивный страх того, что он сойдет с ума при любом исходе: или из-за потери супруги, или вследствие чувства, что она не принадлежит ему полностью. 
Есть ли вина Николая в сложившихся обстоятельствах? И здесь ответ отрицательный. В данном случае нужно сделать всего одно действие – принять реальность такой, какая она есть. Через принятие появится сама возможность принять непростое решение, а также появится сила воплотить это решение в жизнь. 
Елена Р. боится сойти с ума от недосыпания. Маленький ребенок часто не дает спать ночью. Наступает нервное истощение, Елена входит в измененное состояние сознание, спутником которого является непродуктивный страх сумасшествия. Тем более, одна её знакомая именно так и сошла с ума в прямом смысле: много лет она не могла выспаться из-за наличия маленьких детей и таки попала в психиатрическую лечебницу и теперь она не может без постоянной врачебной помощи. 
И снова вопрос о степени вины Елены в том, что она боится сойти с ума. И снова ответ – нет, она не виновата. Есть объективные обстоятельства: маленький ребенок и возбудимая нервная система. Первое обстоятельство само пройдет со временем, а второе вполне поддается изменению. Главное умение принять реальность и взять ответственность за свое здоровье. Тем более, что у нее, в отличие от ее знакомой, в анамнезе нет родственников, страдающих шизофренией. 
Как видим, огромное значение в непродуктивном страхе сойти с ума играет мировоззрение человека, свойства его личности, желание и умение работать над собой, конструктивное мышление, уравновешенность процессов торможения и возбуждения в нервной системе. А это всё поддается коррекции.
 
Непродуктивная лиссофобия как причина остановки личностного роста
«Помраченный разум обращает свои глаза к солнцу – и не видит ничего». Поль Мишель Фуко, известный французский философ.
 
Человек, уходящий от ответственности и / или принятия жизни такой, какая она есть, останавливается в своем развитии, его психическая жизнь закостеневает. А это ли не самое страшное именно для современных образованных и творческих людей, которые больше всего и страдают непродуктивным страхом сумасшествия? 
Получается так, что защитная реакция психики в виде страха сойти с ума здесь и сейчас помогает снять психологическое напряжение, вытеснив проблему из фокуса внимания. Но в долгосрочном плане лиссофобия ведет к деградации интеллектуального и творческого потенциала, к снижению воли к жизни и силы характера. И что самое страшное, человек перестает быть творцом своей жизни: из субъекта, отвечающего за свои решения и принимающего реальность такой, какая она есть, становится зависимым от других объектом, нередко при этом портящим жизнь окружающим. 
Непродуктивный страх сойти с ума у таких людей становится жизненной идеей фикс, которой подчинены все мысли и поступки. Мечты уходят, наступает вечное здесь и сейчас, прикрытое мнимой борьбой за сохранность разума. 
Страх сойти с ума не дает возможность сделать решительный шаг к успеху, ведь сложная работа – это нередко бессонные ночи, нервное напряжение и те самые ответственность и способность принять поражение. «Нет, лучше поберечь себя, свой психологический покой, чтобы не попасть в психушку», - так думают те, кто страдает непродуктивной лиссофобией. 
 
Терапевтическая сказка
«Если не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того, чего нельзя найти». Унсур Аль-Маали, персидский писатель. 
 
Виктор, целеустремленный молодой человек, подающий надежды финансовый аналитик, живет в современном мегаполисе. Может быть, это Москва, а может Нью-Йорк. Хотя некоторые говорят, что это Гонконг. На самом деле, это абсолютно не имеет значения, ведь каждый из этих городов открывает колоссальные перспективы для людей, ищущих себя в финансовой сфере. Бурная жизнь и интересная работа не дают времени думать о личных проблемах. 
Неожиданно Виктора настигает колоссальный удар на работе: то ли запретительные санкции против финансового сектора, если он в Москве, то ли крах глобального банка, в нью-йоркском отделении которого он строит карьеру, то ли дефолт крупнейшего китайского застройщика, повлекшего обвал рынка, если он в Гонконге. Коллега по работе, с которым у Виктора были приятельские отношения, выбросился из окна блестящего небоскреба из-за невозможности принять крах и просто от чрезмерного чувства ответственности за понесенные убытки. Кажется, что в этом есть и вина Виктора, ведь это он как аналитик не увидел надвигающуюся катастрофу. Её можно было увидеть, если лучше анализировать нужные отчеты и показатели, а также шире смотреть на мир. 
Все цифры, все официальные заявления, все действия вышедших сухими из воды и даже заработавших на кризисе контрагентов просто кричали о том, что надвигается идеальный шторм. В какой-то момент Виктору начало казаться, что он сходит с ума от вала информации и чувства вины. Он захотел домой, к матери. Он захотел перестать быть ответственным за то, что происходит. Он начал видеть заговор против себя в цифрах и отчетах и это его безумно пугало, ведь он понимал, что так начинается сумасшествие. Увидев состояние Виктора, его начальник сказал: «Твоей вины ни в чем нет. Это обстоятельства непреодолимой силы. Не только мы под ударом, но и многие другие компании. Возьми себя в руки и действуй так, чтобы все гордились тобой. Ты в ответе за то, что делаешь. И сделаешь всё, что в твоих силах. И будь, что будет. Главное – действуй, не сиди сложа руки». А может быть что-то похожее сказала его мать, услышав его историю по телефону. 
Случилось чудо, которого так не хватает в реальной жизни в подобных ситуациях. Эти простые слова, сказанные авторитетным человеком и которые и так крутились у него в голове, придали сил. Виктор начал действовать. Он может частично исправить ситуацию, совершив определенные действия с конкретными финансовыми инструментами. Он не может вернуть коллегу, но коллега сам сделал свой выбор и ушел от ответственности, а Виктор – не такой. 
Первый шок прошел. Виктор – означает победитель. Сойти с ума – предать свое имя. Сложить руки – стать слабым и ненужным, в первую очередь самому себе. Никакого самообмана, чистый расчет. Как, впрочем, и всегда. Не он один не увидел надвигающуюся катастрофу, но он один из немногих, кто готов пережить этот шторм и стать сильнее. 
Через полгода он получил повышение, о котором и не мог мечтать в предыдущей реальности. 
 
Может показаться, что в этой сказке даны решения по борьбе с непродуктивным страхом сойти с ума. Но так ли это? Нет и это очевидно. Ведь все мы помним из детства, что сказка ложь, да в ней всего лишь намек. Идеальный сюжет лишь дает стимул для поиска решения проблемы непродуктивного страха сойти с ума. 
 
Вместо послесловия
«Вопрос, который ставит меня в тупик: сумасшедший я или все вокруг меня?». Альберт Эйнштейн, физик-теоретик и просто гений. 
 
Эйнштейн – гений и он имеет право на такую постановку вопроса. А мы? А мы имеем право перестать прятаться за мнимым сумасшествием, чтобы стать лучшей версией самих себя. Как это сделать? А это уже совершенно иная история. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру