Город чем-то напоминает Донецк. Почти на каждой улице следы разрывов. Где-то неподалеку грохочет артиллерия – наша и противника. В воздухе то и дело слышны жужжания беспилотников. Часть из них разведывательная. Но чаще всего это FPV-дроны, несущие на себе несколько килограмм взрывчатки.
Первое что бросается в глаза на въезде в город — старые позиции нашей артиллерии. Еще весной 2023 года здесь стояли наши САУ МСТА-С. Сейчас эти места поросли травой — слишком близко к противнику для артиллерии.
Дальше знакомый перекресток. С весны 2023 года он почти не изменился: на нем все так же мало асфальта. А далее начинаются улицы города, испещренные обугленными следами разрывов и пожаров, а серые осенние тучи нагоняют пафоса и мрачной атмосферы.
На глаза попадается злополучный склад, взорванный попаданием Himars летом 2022 года. Тогда еще украинская пропаганда трубила об уничтожении склада боеприпасов. Но жители Новой Каховки знают правду — Украина разбомбила склад удобрений.
Людей на улицах мало. А те, что есть — торопятся поскорей по своим делам. После 15:00 в городе уже почти все закрыто. Кто бы что ни говорил, а людям здесь страшно. Украина не жалеет города ни минуты. Каждый день сюда летит несколько ударных беспилотников с зарядом взрывчатки и шрапнели. А еще недавно ежедневно падали снаряды и мины.

Опытные горожане ищут укрытие, едва заслышат характерное жужжание. Другие же продолжают беспечно заниматься своими делами — ходить на рынок, стоять в очереди за пенсией, выгуливать собак. Иногда это кончается печально — некоторые теряют руки и ноги. Другие гибнут, не сходя с места.
Целью одной из последних таких атак ВСУ стал памятник Ленину у бывшего здания горисполкома. Сначала попытались взорвать само здание, но убедившись что там пусто, попробовали отыграться на Ильиче.
На клумбах все еще видны следы летнего наводнения. Местами вода оставила вымоины по несколько десятков сантиметров. В темноте в такую яму можно с легкостью провалиться и сломать себе что-нибудь.
По ночам здесь стараются соблюдать светомаскировку. Свет не включают без крайней необходимости, а там, где он есть, стекла наглухо закрыты фанерой, войлоком, коврами и другими подручными средствами.

Тем не менее в городе все еще бурлит жизнь. Рынки полны товаров, а в супермаркете можно найти то, чего не встретишь и в глубоком тылу Херсонской области.

По словам главы городской администрации Виталия Гуры, этого удалось добиться только благодаря постоянной личной работе с поставщиками.
«Не скажу что это было просто, но поставки продовольствия мы обеспечили в полном объеме. И мы находимся на ежедневной прямой связи с поставщиками в ручном режиме», - отмечает градоначальник.

Работа коммунальных служб также нареканий не вызывает — город чист и ухожен. Коммунальные службы по возможности убирают мусор, образовавшийся в результате обстрелов. Улицы в городе подметены, а общественные территории содержатся в надлежащем состоянии. Усердно работающие дворники на фоне разрушенных американскими ракетами предприятий - это именно тот контраст, который еще больше усиливает ассоциации с Донецком. .
На территории города действует пункт временного размещения беженцев. Он функционирует со времени наводнения, вызванного разрушением плотины Каховской ГЭС. Здесь люди, которые потеряли на этой войне все, могут найти теплую постель, вкусную еду и помощь неравнодушных соседей. Причем помощь оказывается независимо от политических убеждений нуждающихся. На момент написания статьи на территории ПВР проживало минимум два проукраински настроенных человека, чьи дома были уничтожены огнем украинской артиллерии.

Среди жителей, конечно же, большая часть – пенсионеры. Но встречаются и молодые люди, кто не побоялся остаться жить в прифронтовой зоне.
Ольга, продавец в местной кофейне, ждет не дождется мира и победы.
«Мира хочется. Чтобы все это поскорей закончилось. Может быть, наши хоть отодвинут их (ВСУ) подальше, так и тут поспокойней будет. А вообще, скорей бы уже из всех перебили – этих нациков», – говорит в сердцах женщина.
Встречаются, правда, и откровенные «ждуны» - те, кто затаился и тайком ждет возвращения Украины. Но таких людей с каждым упавшим на город снарядом все меньше и меньше, у большинства уже давно наступило полное разочарование в тех, кто рулит сегодняшней «незалежной».