Выбора не было: как западная пропаганда захватила умы украинских школьников

Корреспондентка "МК в Херсонской области" рассказала об учебе в украинской школе и противостоянии западным идеям

Корреспондентка "МК в Херсонской области" рассказала об учебе в украинской школе и противостоянии западным идеям
Фото: Лилия Шарловская

Будучи уроженкой Луганщины, я проучилась в украинской школе 11 лет. Тема украинской пропаганды, которая непосредственно касается и жителей Херсонской области, знакома мне не понаслышке.

Небольшой посёлок городского типа, в котором я родилась, находится в 200 километрах от Луганска. В 2014 году почти вся территория нынешней Луганской народной республики осталась «под опекой» украинских властей, в том числе и мой посёлок. Все эти годы я не ездила в русский Луганск и почти не имела представления о том, что там происходило.

В школе говорить на русском было не запрещено, правда, только на переменах. Во время уроков отвечать нужно было на украинском, желательно без «русизмов», ведь такое учителя не одобряли.

«Вы не сдадите украинский язык, потому что дома говорите на русском», - сказал один из моих учителей. И в чем-то он был прав, ведь с родителями, одноклассниками, знакомыми я всегда говорила на русском языке. Он был для меня родным, более того, я не знала украинский до момента прихода в школу. Но согласиться с тем, что из-за этого я не сдам экзамен по украинскому языку, я не могла.

Говоря об украинской пропаганде, хочется вспомнить теорию массовой коммуникации Г.Д. Ласуэлла. Суть теории заключается в том, что информация в СМИ распространяется так же быстро и эффективно, как магическая пуля, или препарат, попадающий в организм с помощью подкожной иглы. В этой теории люди являются пассивными объектами, которые не могут противостоять огромному потоку пропаганды. Такими объектами были и мы.

«Пули» пропаганды в украинских школьников летели со всех сторон. «Выстрелить» в детский мозг желали все, кто имел над ним хоть какую-то власть. Однако больше всего на мировоззрение детей повлияла школа.

Всё началось, пожалуй, с искоренения русскоязычной литературы. В школе преподавали две дисциплины – «Украинская литература» и «Зарубежная литература». Русской, на моей памяти, не было. Изредка на уроках «зарубежки» мы рассматривали произведения русских писателей. Большую часть их них я читала в переводе на украинский, ведь в школьных учебниках оригиналы не печатали. Кто-то будет смеяться, но я всерьез учила «У Лукоморья дуб зеленый» на украинском. Меня, конечно, это немного смущало. Иногда учитель разрешала нам рассказывать стихи на русском, но с примечанием, что «желательно, всё-таки, выучить на украинском».

Если же говорить об истории, то я её, к счастью, не учила. Я просто наблюдала за тем, как на уроках «Истории Украины» искажают всемирно известные факты. Иногда это были мелочи, на которые никто не обращал внимания. Например, Великую Отечественную войну мы называли просто Второй Мировой. Почему-то, Отечественной её было называть не принято.

С 2014 года в украинских учебниках появился раздел «Новейшей истории», где нам сладко рассказывали чушь о так называемом «вторжении России на Донбасс», называя её «агрессором». Особое внимание уделялось украинским националистам и запрещенным в России организациям ОУН и УПА. Хотя таких организаций было настолько много, что все мне уже и не вспомнить.

На уроках «Гражданского образования» нам рассказывали о свободе слова на Украине. Мол, Украина страна европейская, а значит живем свободно. Несколько разделов школьной книги были посвящены теме масс-медиа и анализу информации. Чтобы привести в пример  "фейковую" информацию в медиа, авторы учебников вырывали из контекста российских СМИ заголовки и доказывали их "неправдивость" сомнительными фактами. 

Был ещё один предмет под названием "Защита Украины". Сначала он назывался "Защита Отечества", но чуть позже его переименовали. В начале урока мы строились и пели гимн Украины, это было обязательно. Уже после - нас учили оказывать первую медицинскую помощь. 

Пока в России отмечали 23 февраля и 9 мая, мы ходили в школу. На Украине эти дни не считались праздничными, поэтому, переехав в Россию, мне было удивительно видеть отношение русских к этим датам. Здесь День Победы вызывает у людей чувство гордости за прадедов, героев Великой Отечественной войны, там – этот день был обычным будним днём. Не скажу, что о нём совсем забыли. Но почему-то почтить память героев ВОВ мы собирались не 9 мая, а 8-го, а вместо георгиевских ленточек нам цепляли на грудь красные маки. Ленточки были запрещены, красные флаги тоже. На Украине это праздник был скорее траурным, чем победным. Но школьников, которых воспитывали на примере террористов Бандеры и Шухевича, это уже не смущало.

Внеурочные олимпиады и конкурсы были, в основном, на патриотическую тематику. Задания из ряда «Напишите о том, как Украина страдала, борясь за свою независимость». Но, будучи почти круглой отличницей, которую учителя отправляли на олимпиады каждый год, я тоже привыкла.

Из колеи выбивали не только искажение истории и искоренение русской литературы. Больше всего запомнилась насильственная украинизация. На линейке нас заставляли петь гимн Украины, иногда – даже класть руку на сердце. Сначала с моей стороны было сопротивление, потом я смирилась.

До сих пор не воспринимаю желтый и голубой цвета, не могу видеть вышиванки. Украинские вышиванки заставляли надевать при любом удобном случае. Быть может, эти безобидные рубашки с вышивкой не сделали мне ничего плохого, но от их «навязывания» было тошно.

Шли годы. Я окончила школу и сдала экзамены. Забавно, но будучи русскоговорящей, украинский язык я сдала отлично. До максимальной оценки не хватило 4 баллов. Историю Украины выучила за два месяца до экзамена – пришлось. 175 баллов из 200 возможных.

В 2021 году я поступила в харьковский вуз на факультет журналистики. Здесь ситуация не меняется. Преподаватели упрекают студентов тем, что те говорят на русском, украинский язык навязывают ещё сильнее, чем в школе. На одной из пар нам задают написать эссе о воздействии пропаганды. Пишу о пропаганде в российских СМИ, потому что так надо. Нахожу эссе в телефонных заметках в 2024 году, работая в российских СМИ. Смеюсь.

От рук украинского образования, которые всё детство душили мою шею, меня спасали, разве что, беседы с родителями. Папа рассказывал мне правдивую историю, мама рекомендовала читать произведения русской литературы. Родители всегда объясняли мне, почему так происходит. Почему и зачем в украинских учебниках пишут ложь, что на самом деле происходило во время Великой Отечественной войны, как из украинцев пытаются сделать стадо. Наверное, если бы не усилия родителей, украинская пропаганда успешно проглотила бы мой мозг, как и мозг тысячи украинцев.

Сейчас я живу, учусь и работаю в России. Мою пророссийскую позицию не разделяют 99% одноклассников, бывших одногруппников и знакомых. Но их одобрение для меня ничего не значит. Важно лишь то, что несмотря на давление сильнейшего механизма украинской пропаганды, подготовленной Западом, я укрылась от информационной лжи и выбрала правильный путь. Однако я не осуждаю людей, оставшихся на Украине и поддавшихся влиянию украинской пропаганды. Они словно фигурки из пластилина, из которых образование и СМИ слепили удобную по форме и бесполезную общественную массу, с выдуманным прошлым и невнушительным будущим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру