Из Европы домой: что увидела жительница Новотроицкого по приезде в родную хату

Самый большой культурный шок - это даже не дороги, а бесплатный туалет в центре села.

Самый большой культурный шок - это даже не дороги, а бесплатный туалет в центре села.
Фото: Сергей Воробьев

Тамара уехала в Европу на заработки после начала специальной военной операции. Недавно девушка вернулась в родное ПГТ Новотроицкое, где корреспондент «МК в Херсонской области» взял у неё блиц-интервью.

— Расскажите, как сейчас проходят российскую границу граждане Украины. Там есть какой-то особый режим досмотра?

— Я проходила границу в Шереметьево. Честно говоря, очень нервничала, потому что всех приглашают на допрос и проверяют все соцсети, телефоны, ноутбуки, всё-всё. Я очень переживала, что могу не пройти, но в итоге прошла быстрее всех — всего за десять минут. А были люди, которые не прошли или проходили по 12 часов.

— Как так получилось, что вы решили уехать в Европу?

 

— Ну, во-первых, Каховка, где я жила у тёти, тогда была под обстрелом. Ну и как-то с парнем решили куда-то уехать «покататься». Поехали мы в Эстонию поработать. Устроилась на завод, который производил комплектующие для дверей. Поработала там год и три месяца — проверяла качество продукции. Нечего там делать. Дом есть дом.

— А еще в каких-то европейских странах бывали?

Были в Польше — там ужас. Поляки, они такие злые все, тебя гнобят абсолютно за всё. Вроде бы понимаешь их, но они быстро говорят, и вообще ничего непонятно. В магазине скупиться — это был просто квест какой-то.

В Италии были недели полторы. Там мне не понравилось. Если там достопримечательность какая-то — то да, там красиво, всё аккуратно. А если что-то дальше, то это мусор, собаки бродячие, грязь. Сейчас вернулась из Эстонии.

— Вы пробовали получать какие-то пособия или льготы для беженцев?

— Пособие для беженцев мы не получали. Я не люблю быть кому-то обязанной. Руки-ноги есть, пошла на работу, деньги заработала, и я знаю, что я никому ничего не должна.

— Вы встречали там других выходцев с Украины? Как с ними складывались отношения?

—  Людей с Украины в Эстонии было достаточно много. Но многие вернулись домой. Моя знакомая из Луганска была. Но она тоже уехала домой. Молодежи нет почти. Если есть, то только эстонцы. Но там очень много населения русскоговорящего. И у которых российское гражданство. Там, в основном, всё население русскоговорящее. Даже коренные эстонцы разговаривают по-русски.

У меня на работе тоже в основном все русские были. И мне там очень понравилось отношение, потому что нет такого, что тебя делят по национальности как-то или что-то еще, если ты неправильно слово сказала. Наоборот, я там самая молодая была, и другие сотрудницы ко мне с трепетом каким-то относились.

— Как местное население Эстонии относится к антироссийской политике своего правительства?

—  Если власть там проводит свою политику, то мнение населения совершенно другое. Ну, как и в любой, стране сейчас, наверное. Они свою власть слушают, но не воспринимают. Ну а как иначе?

— Какие у тебя впечатления от Новотроицкого после полутора лет за границей?

— Я не была здесь почти полтора года. За это время очень всё изменилось. Особенно дороги. Раньше здесь были одни ямы. Особенно возле кладбища, тут недалеко — там была такая ужасная дорога, а сейчас просто аэродром. Мама говорила, что дороги делают, но чтобы вот так, чтобы прямо везде, я прямо не ожидала. Даже есть где погулять. Тот же парк — здесь не было никогда такого. Мне кажется, в Европе такого нет.

Фото: Сергей Воробьев

Но больше всего впечатлило, что для людей всё делается. Вот этот туалет — раньше ты идешь и не знаешь даже, куда. Хоть бери под дерево иди! А в пятницу я ходила по магазинам, и так приспичило, что капец просто. И тут иду по парку — туалет написано. У меня глаза по пять копеек! Туалет? В Новотроицком? Раньше только в «Сайгоне» (местное кафе), а тут в центре туалет — фантастика какая-то. И я еще иду и думаю: платный. Захожу аккуратно, стучусь — никого нет. А потом женщина, которая убирала, говорит: нет, всё бесплатно. Я в шоке была.

Фото: Сергей Воробьев

— Где, по-вашему, дешевле жизнь — при Украине, в России или в Европе?

— При Украине было очень трудно. Что-то отложить или что-то купить, даже ту самую одежду — это тяжело. Когда зарплата 5000 гривен, а толстовка та же самая — 500 гривен. А сейчас я вот знаю, сколько получает учитель — очень достойно.

Что касается цен, то я за гривну вообще ничего сказать не могу, я ориентируюсь в евро. В принципе, цены одинаковые. А вот «стики» здесь намного дешевле — я в шоке была. Ну и мне сложно сказать про большую часть продуктов, потому что у нас и куры свои, и мясо свое — родители свиней держат. А на остальное — вот ресницы пошла сделала. Цены адекватные вполне. Да и зарплаты здесь хорошие, очень.

Вещи, конечно, классные здесь. В Эстонии я покупала себе толстовку, отдала за неё 70 евро, пока доехала сюда за двое суток, она вся в катышках. А здесь приехала — и вещи хорошие, и цены очень приятные. Не сравнить, конечно..

— Расскажите о самых ярких впечатлениях после возвращения домой.

— Во-первых, родителей увидела. Во-вторых, было так приятно, когда зашла в школу — каждый тебя обнимает. Целует, говорят: «Боже. Мы так рады, что приехала». Все как были добрые, так и остались. А сам Новотроицк изменился. Магазины открылись, которых раньше не было. Много одежды стало продаваться, косметики.

— Какие планы у вас на будущее? Уже решили, что будете делать дальше?

— Я приехала и в первый же день подала на российский паспорт. Мне дали такую справку, что у меня документы делаются, и я решила, пока их будут оформлять, побыть с родителями, им помочь. Ну и отдохнуть от всех поездок. Потом думаю: может быть, пойти работать учителем — по образованию я учитель младших классов — или заняться чем-нибудь другим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру